Морально-этические предпосылки профессиональной этики провизора

На протяжении всей истории развития фармации люди, занимающиеся лечением больных, руководствовались определенными этическими нормами.

Требование быть доброжелательным, терпеливым, спокойным, сочувствовать страданиям больного, поддерживать у него веру в выздоровление можно уже обнаружить в индийском народном эпосе V века до н.э. «Аюр-Веды» (Книга жизни).

Большое значение индивидуальному подходу к больному с учетом особенностей его характера придавалось в памятнике древнекитайской медицины – книге Хуана да Ней-Цзиня «О природе жизни».

Для европейской медицины и формации важное значение имеют этика Гиппократа (460-370 гг. до н.э.), изложенная в книгах «О враче», «О благоприличном поведении» и в своей знаменитой клятве.

С большей или меньшей полнотой основные положения клятвы в дальнейшем входили в многочисленные этические наставления. Эти положения следующие:

1) уважение к жизни («…Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного  пессария…);

2) запрет на причинение вреда больному («…Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости…»);

3) уважение к личности больного («…В какой бы дом я ни вошел, войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами с мужчинами, свободными и рабами…»);

4) врачебная тайна («…Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни  услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной…»);

5) уважение к профессии («Клянусь … считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями … Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство…»).

В трудах древнеримского врача Галена (II век до н.э.)  отмечалось, что при общении с больным необходимо проявлять благоразумие и такт, не вызывать у больного раздражения. При этом надо стараться быть гуманным, приятным, ровным и сохранять при этом достоинство.

Особое внимание и огромное значение этике взаимоотношений с больным придавал ученый, философ и врач Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) (980-1037). Он прославился не только как автор многотомного «Медицинского канона», которому отдано было двадцать лет жизни, но и своими познаниями и любовью к человеку, чуткостью к его несчастьям, горестям, болезням.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *