Принципы фармацевтической этики

Принципы фармацевтической этики

 К  числу базисных принципов фармацевтической этики относятся принципы:

А. Принцип автономии (системообразующий).
Б. Принцип непричинения вреда.
В. Принцип благодеяния.
Г. Принцип справедливости.

А. Принцип автономии.

Автономия – самоопределение, которое понимается как форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Принцип автономии подразумевает также осознание и уважение достоинства и автономии других людей как полноправных личностей.

В биоэтике выделяются ряд понятий.

1. Автономная личность.
Личность считается автономной, если она перманентно действует на основании свободно выбранного плана, опирающегося на необходимую информацию. Человек с ограниченной автономией либо находится под жестким контролем других, либо не способен обдумывать свои планы или действовать в соответствии с ними.
2. Автономный выбор.
Автономные личности нередко совершают неавтономный выбор в силу временных ограничений, накладываемых болезнью или в результате принуждения. В ряде случаев люди, не являющиеся по сути автономными, могут иногда совершать автономный выбор (выбор психически больным товарища по отделению)

3. Автономное действие.
К признакам автономного действия относятся:
– намеренность;
– понимание человеком характера действия;
– отсутствие внешнего принудительного влияния.

Можно выделить семь аспектов автономии, которые следует учитывать при реализации этого принципа в фармацевтической практике:
1) уважение личности клиента;
2) оказание клиенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях;
3) предоставление ему необходимой информации (о ЛС и их использовании);
4) возможность выбора из альтернативных вариантов;
5) самостоятельность клиента в принятии решений;
6) возможность осуществления контроля за ходом исследования или лечения (со стороны клиента, пациента);
7) вовлеченность клиента в процесс оказания ему фармацевтической помощи («фармацевтическое сотрудничество»).

На практике принцип автономии предстает в виде следующих конкретных профессионально-этических стандартов:
– информированного согласия;
– права клиента на отказ от предложенного ЛС (вида фармацевтической помощи);
– его права на полную информацию о ЛС (виде фармацевтической помощи);
– права на содействие в осуществлении автономного решения.

Автономия клиента не должна пониматься как беспредельное своеволие. Свобода его действий допустима в той мере, в какой эти действия не нарушают автономии других, не наносят ущерба окружающим, не создают угрозы их правам и свободам.

Б. Принцип непричинения вреда.

Этот принцип относится к числу традиционных и часто совмещается с принципом благодеяния, как видно из текста «Клятвы Гиппократа». Однако запрет творить зло и побуждение к созиданию добра несут разную смысловую нагрузку и нуждаются в отдельном рассмотрении.

Этот принцип предписывает обязанность не наносить ущерба клиенту не только прямо, намеренно, но и косвенно. Для реализации этого принципа и уменьшения риска вреда или побочных эффектов предлагается четыре требования:

1) то, что мы намереваемся делать, не должно быть безнравственным и не должно быть злом;
2) предполагаемый риск не должен быть средством для достижения благой цели: планируемое действие может иметь побочные эффекты, но это не значит, что благая цель оправдывает любые средства; нельзя совершать что-либо безнравственное только потому,  что за этим может последовать нечто положительное.
3) побочный эффект не может быть специальной целью, а только тем, с чем приходится мириться;
4) для совершения действия, за которым могут наступить негативные последствия, нужны веские основания: это означает необходимость взвешивания возможного блага и риска, причем благо должно перевешивать риск или потерю, это так называемое правило «пропорциональности» или «двойного эффекта».

Таким образом, фармацевтическая помощь является моральной, если благо для клиента перевешивает негативный эффект, не являющийся средством для доброй цели.

В. Принцип благодеяния.

Мораль требует, чтобы фармацевтический работник не только относился к клиенту как к автономному лицу, избегал причинять ему вред, но и оказывал ему помощь, способствовал благополучию клиента. Такие действия на благо клиента подпадают под принцип благодеяния.

Этот принцип провозглашает обязанность помогать клиентам в осуществлении их важнейших и законных интересов. Благодеяние является обязанностью специалистов, предметом профессиональной деятельности которых является человек.

Особый интерес вызывает вопрос о соотношении принципа благодеяния с принципами автономии и непричинения вреда. По сути, это одна проблема: где проходит граница, за которой принцип благодеяния утрачивает свою силу?

В данной ситуации необходимо взвешивание нравственных ценностей индивида. Что в конкретной ситуации для клиента значимо: жизнь, здоровье или самоопределение?

Реализация принципа благодеяния осуществляется при наличии следующих четырех условий:
1) лицо, которому мы должны помочь, находится в опасности или под угрозой серьезного ущерба;
2) фармацевтический работник располагает реальными средствами для предотвращения этой опасности или ущерба;
3) действия фармацевтического работника, вероятнее всего, предотвратят опасность или ущерб;
4) благо, которое клиент получит в результате действий фармацевтического работника, перевешивает ущерб, а сами действия представляют минимальный риск.

Из этого следует, что общий принцип благодеяния как бы состоит из двух более конкретных: 1) принципа позитивного благодеяния, т.е. обеспечения блага (включая и устранение вреда); 2) принципа полезности (или пропорциональности), который требует взвешивания преимуществ и ущерба.

Принцип полезности может быть легко сориентирован на то, чтобы отдать приоритет интересам общества в ущерб интересам индивида.

Так, этим принципом можно оправдать проведение опасных экспериментов, если предполагается их выдающееся значение для общества. Однако, завышенная оценка интересов общества, как правило, квалифицируется современным моральным сознанием как несправедливость.

Г. Принцип справедливости.

Он призывает, прежде всего, к распределению ресурсов здравоохранения (фармации в том числе), доступа к этим ресурсам членов общества в соответствии со справедливым стандартом.

Этот стандарт может иметь сравнительный характер (сравнение потребностей клиентов в приобретении тех или иных лекарственных средств) или идти по пути поиска соответствия социальной ценности клиента, его реального или потенциального вклада в благополучие общества.

Этот принцип не определен до конца, но ясно одно, что государство должно обеспечить каждого гражданина, независимо от его положения и возможностей, гарантированными видами и качеств помощи (в том числе и фармацевтической) на том уровне, который является необходимым и достаточным для восстановления здоровья и соответствует современной практике здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *