Профессиональная этика

Профессиональная этика прикладная наука, изучающая морально-этическую культуру специалиста, нормы поведения и характер взаимоотношений всех участников профессионального взаимодействия.

Для профессий, на которые распространяется такой феномен как профессиональная этика, характерно наличие отношений между людьми не только как субъектами труда (врач-врач, провизор-провизор), но и как субъектами и объектами (врач-пациент, провизор-клиент).

Кроме этого, некоторые профессии (в том числе – провизора и врача) предполагают творческий характер труда (творчество предполагает общественно значимое, но индивидуально неповторимое самовыражение человека). Мораль представляет собой следование определенному стандарту поведения, но это не только не исключает, но и предполагает творческое применение стандарта.

Главный смысл профессиональной этики – совмещение этических стандартов поведения с творческим характером деятельности.

 Функции профессиональной этики

1. Педагогически-воспитательная: осознанное освоение будущим специалистом (еще на студенческой скамье) конкретных этических норм, определяющих его мировоззрение, профессиональное мышление.

Большинство из нас усваивает прочные надежные моральные принципы (что такое хорошо, а что – плохо) в процессе обычного воспитания, приобретая, таким образом, качество, называемое совестью.

Наличие его вызывает состояние неудовлетворенности, если мы нарушаем усвоенные принципы, Многие принципы зависят также от «среды, в которой мы обитаем». Они не всегда бывают справедливыми (времена войны, репрессий).

Действенным началом педагогически-воспитательной функции является знание заповедей Гиппократа: уважение к жизни, запрет на причинение вреда больному, уважение к личности больного, врачебная тайна, уважение к профессии.

2. Практически-регулятивная: использование в профессиональной деятельности этических принципов и норм (заповеди Гиппократа) как алгоритма при разрешении сложных социальных коллизий и морально-этических дилемм.

Пример. В аптеку вошли 2 клиента: первым встал в очередь за лекарством клиент, внешне напоминающий бомжа, а вторым – ваш знакомый, работник аппарата горисполкома. Вы работаете в отделе безрецептурного отпуска лекарственных средств. Каковы ваши действия? Для принятия правильного решения  в данной ситуации необходимо соблюдение принципа автономии и принципа справедливости.

 Этико-деонтологические соотношения в фармации

Деонтология – это раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного.

Этот термин введен в 1834 году английским философом Бентамом для обозначения теории нравственности в целом. В середине XX века деонтологию начали рассматривать в рамках профессиональной этики.

Фармацевтическая деонтология изучает нормы поведения фармацевтического работника, направленные на максимальное повышение эффективности медикаментозной терапии и создание благоприятного климата во взаимоотношениях с пациентом, врачом, коллегами по работе.

Она рассматривает требования и правила поведения фармацевтического работника, обеспечивающие выполнение им профессионального долга, вопросы формирования его совести, чести и достоинства, которые служат показателем его высокой гражданской ответственности.

Долг фармацевта – быть предельно точным в работе (точным, как «в аптеке»), ибо лекарственное средство может стать как лекарством, так и ядом для клиента (пациента).

На этапе формирования новой фармацевтической этики «должное» в работе фармацевта по-прежнему занимает ведущее место. Но наряду с этим, в связи с концепцией «ответственного самолечения», повышается роль и влияние на профессиональную деятельность фармацевта норм поведения и характера взаимоотношений всех участников фармацевтического взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *