Провизор-руководитель как фактор успешной работы коллектива

Провизор-руководитель как фактор успешной работы коллектива

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качество и свойств.

Особое место занимает среди них коммуникативная компетентность, проявляющаяся  в общительности, умении общаться, взаимодействовать с людьми.

Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

1. Авторитарный стиль управления (директивный).

Этот стиль управления включает в себя:
– жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»);
– жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»);
– отсутствие интереса к работнику как к личности.

Этот стиль создает неблагоприятный психологически климат (интриги, «подхалимы», «козлы отпущения»).

2. Либерально-анархический (попустительский).

Для этого стиля управления характерным является:
– «максимум демократии»;
– «минимум контроля».

При нем психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества.

3. Непоследовательный (алогичный).

Непоследовательный стиль управления отличается непредсказуемым переходом руководителя от одного стиля к другому. Он порождает конфликты и проблемы.

4. Демократический (коллективный).

Для этого стиля управления характерны:
– «максимум демократии»;
– «максимум контроля».

Руководитель проявляет интерес, доброжелательность и внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Этот стиль является наиболее эффективным, т.к. он  обеспечивает:
– высокую вероятность правильных взвешенных решений;
– высокие производительные результаты труда;
– инициативу и активность сотрудников;
– удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе;
– благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.

Однако, реализация этого стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно выделить пять типов руководителей (Р. Блейк, Д. Мутон).

1. «Либерал» максимум внимания к людям, минимум внимания к работе.
2. «Диктатор» – максимум внимания к работе, (минимум) незначительное внимание к людям.
3. «Пессимист» – незначительное внимание к производству и к людям.
4. «Манипулятор» – умеренное внимание к работе и к людям (поиск компромиссов).
5. «Организатор» – высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям.

Помимо направленности на интересы дела либо на интересы людей встречаются руководители типа:

«Карьерист» – повышенная направленность на свои собственные интересы (даже в ущерб интересов дела и людей).
«Бюрократ» – направленность на официальную субординацию, официальные инструкции и предписания (в ущерб дела, людей и даже собственных интересов).

Р. Стоцилл, и Д. Макклелланд проанализировали личностные психологические качества руководителей и выявили следующие их личностные особенности,  обусловливающие эффективность руководства:

1. Доминантность – умение влиять на подчиненных.
2. Уверенность в себе.
3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).
4. Креативность – способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.
5. Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный), готовность брать на себя ответственность в решении проблем.
6. Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.
7. Независимость, самостоятельность в принятии решений.
8. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.
9. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *