Общение и его структура

Общение и его структура

В настоящее время под общением понимается:

– осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие между людьми;
– способ объединения индивидов, а также способ их развития.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. В процессе общения мы:

1) обмениваемся информацией;
2) взаимодействуем с другими людьми;
3) познаем людей;
4) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.

Существует несколько подходов к структурированию общения. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанных стороны общения:

– коммуникативную;
– интерактивную;
– перцептивную.

Коммуникативная сторона общения: общение как обмен информацией

Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

В структуре коммуникативного процесса выделяют следующие элементы:

а) коммуникатор (субъект, передающий информацию);
б) коммуникант (субъект, принимающий информацию интерпретирующий ее);
в) коммуникативное поле (ситуация в целом, в которой может быть передана информация);
г) собственно информация;
д) каналы коммуникации (средства передачи информации – вербальные, невербальные).

Коммуникативная сторона общения включает в себя ряд процессов и феноменов.

Механизм обратной связи. Содержание механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента и коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Коммуникативный барьер. Он представляет собой психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

1. Барьер понимания:

– фонетическое непонимание (погрешности в самом канале передачи информации; это порождает такой фактор как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов);
– семантическое непонимание (связано с различиями в системах значений – тезаурусах – участников общения);
– стилистическое непонимание (возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния коммуниканта).
– логическое непонимание (возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия коммуниканта, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логике, «детской» логике и т.д.).

2. Барьер социально-культурного различия.

Этот вид барьера включает в себя социальные, политические различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

3. Барьер отношения.

Это чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и коммуниканта. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия и своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Коммуникативное влияние (воздействие).

1. Авторитарная коммуникация.

Эта разновидность коммуникации характеризуется следующими особенностями:
– она предполагает подчиненное положение коммуниканта (установка «сверху вниз»);
– коммуникатор воспринимает коммуниканта как пассивного объекта воздействия.

2. Диалогическая коммуникация.

Диалогическая коммуникация отличается от авторитарной тем, что:

– она предполагает равноправие;
– при ней слушатель воспринимается как активный участник коммуникации, имеющий право отстаивать и формировать в процессе общения собственное мнение.

Уровень передачи информации.

1. Вербальная коммуникация.

При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используется речь.

2. Невербальная коммуникация

При невербальной коммуникации используются неречевые знаковые системы. К ним относятся:

1) оптико-кинестетическая система (воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз).

2) акустическая система:
– качество голоса коммуникатора: тембр, высота, громкость;
– интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые им, речевые паузы, покашливания, смех.

Интерактивная сторона общения: общение как взаимодействие

Взаимодействие (интеракция) – не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;
2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;
3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;
4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;
5) агрессия – минимизации выигрыша другого;
6) равенство – минимизации различий в выигрышах.

Соответственно, перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии.

1) Сотрудничество. Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);
2) Противодействие. Предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
3) Компромисс. Реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства (равенство).
4) Уступчивость. Предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
5) Избегание. Представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).

Перцептивная сторона общения: общение как познание людьми друг друга

Перцептивная сторона общения (социальная перцепция) – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

В ходе социальной перцепции осуществляется:

1) эмоциональная оценка другого;
2) попытка понять причины его поступков;
3) прогнозирование его поведения;
4) построение собственной стратегии поведения.

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:

– познание себя;
– познание партнера по общению;
– организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
– установление эмоциональных отношений.

Социальная перцепция обеспечивается рядом механизмов.

1. Познание и понимание людьми друг друга.

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. Т.е. происходит уподобление себя другому. При этом познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Эмпатия – эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Она основана на умении правильно представить, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению здесь возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

2. Познание самого себя в процессе общения.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

3. Прогнозирование поведения партнера по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувство другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Эффекты социальной перцепции.

1) Эффект первичности – о новом человеке более важна первая в порядке поступления информация (особенно положительная);
2) Эффект новизны – о знакомом человеке более значимой оказывается последняя, более новая информация о нем;
3) Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

Так, если первое впечатление о человеке благоприятно, то и дальнейшие его поступки, а также черты личности переоцениваются в благоприятную сторону.

При первом неблагоприятном впечатлении – наоборот, т.е. даже хорошие качества и поступки недооцениваются, а внимание оценивающего приковано к недостаткам.

Эти эффекты можно использовать при представлении кого-либо (себя) другим людям и учитывать при восприятии других.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *