Принципы сотрудничества провизора с клиентом

Принципы сотрудничества провизора с клиентом

Процесс сотрудничества провизора  с клиентом необходимо  рассматривать как их совместную работу, направленную на успешное разрешение имеющихся у клиента проблем.

Установление контакта с клиентом требует от провизора  определенных умений. При всем разнообразии технических приемов установления контакта неизменными являются главные принципы, без соблюдения которых нельзя рассчитывать на успех.

1.1. Принцип уважения личности клиента, его свободы и независимости, чести и достоинства – основа общения в диаде «провизор – клиент»

В основе уважительного отношения к человеку лежит древнейшее и общепризнанное «золотое» правило нравственности, представленное в Евангелие от Матфея и гласящее: «… во всем, как хотите, чтобы  с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними…».

В рассматриваемом нами аспекте данное правило требует от любого, кто участвует в оказании фармацевтической (медицинской) помощи постановки, перед собой вопросов:

1. Хотел бы он сам, чтобы по отношению к нему практиковалось игнорирование его человеческих прав, желаний, склонностей и симпатий?
2. Захотел бы он сам во всем подчиняться другому человеку, хотя бы и считающему, что он действует из лучших, по его мнению, побуждений?

Практически любое заболевание сопровождается тем, что у больного ослабевает или утрачивается способность самому защитить свою свободу, честь, достоинство и гражданские права (дефицитарный компонент сенсологического этапа формирования отношения человека к болезни).

Помочь ему в этом – одна из главных нравственных задач специалиста (провизора, врача).

Право клиента на свободу и независимость его личности, на уважительное и гуманное отношение к своей значимости должно быть поставлено на первое место.

Признание приоритетности  принципов гуманности и соблюдение прав человека требует от провизора осознания своего отношения к клиенту (пациенту, больному) и работы по воспитанию в себе терпимости  к поведению клиента (если, конечно, оно не представляет опасности), уважения его права на самоопределение и самовыражение.

В основе унижения достоинства клиента (пациента) лежат:
– дефицит внимания и уважения к нему;
– игнорирование мнения, жалоб и просьб клиента;
– уклонение от обсуждения с ним проблем здоровья и лечения;
– не санкционированное самим клиентом вмешательство в его личную жизнь.

Унижение провизором человеческого достоинства клиента (пациента, больного), негуманное немилосердное отношение к нему являются грубейшими нарушениями профессиональной этики.

Провизор должен оказывать помощь клиенту по принципу «наименее ограничительной альтернативы», то есть в условиях наименьшего стеснения их свободы, когда выбор вида помощи (выбор лекарства) определяется тем, насколько минимально эта помощь ограничивает свободы и права клиента и не существует ли возможность получить такую помощь в наименее ограничительных условиях.

Реализация этого принципа предполагает учет предпочтений клиента при выборе ЛС, получение им информированного согласия.

При возникновении конфликтов интересов провизор должен отдавать предпочтение интересам клиента, если только их реализация не причинит (пациенту) клиенту серьезного ущерба и не будет угрожать правам других лиц.

Провизор в таких случаях должен придерживаться старого этического правила врачей «Salus aegrotisuprema lex» («Благо больного – высший закон»).

 1.2. Принципы фармацевтического сотрудничества

Фармацевтическое сотрудничество означает совместную работу провизора и клиента, направленную на решение проблем клиента, побудивших его придти в аптеку.

В обыденных условиях формы эмоционального контакта с окружающими люди выбирают сами, руководствуясь своими чувствами, настроением, симпатиями или антипатиями к тем, с кем их сталкивает жизнь.

В отношении к клиенту провизор уже не волен опираться на свои чувства к нему. Каким бы ни было личное самочувствие провизора, его расположение духа, приязнь или неприязнь к тому, кто оказался его клиентом, необходимо создавать атмосферу доверия, доброты, спокойствия, уверенности в поддержке и в помощи. Это и нравственный и профессиональный долг провизора.

Принцип достижения взаимного согласия.

Взаимное согласие предполагает:
1) определенную работу по убеждению клиента в полезности и целесообразности приема определенного ЛС;
2) максимально возможную и допустимую информированность клиента о возможных механизмах действия препаратов безрецептурного отпуска;
3) готовность провизора к компромиссам в пределах, не наносящих ущерба клиенту;
4) научение клиента способам контроля над эффективностью используемого им ЛС.

Принцип достижения взаимного доверия.

Важность доверия клиента к провизору является очевидной. Основой доверия, несомненно, являются:

1) уровень профессиональной компетентности провизора, его профессиональные знания и опыт;
2) неравнодушие к проблемам клиента, искреннее желание разобраться в них и стремление оказать ему помощь;
3) правдивость провизора. Необходимо поэтому тщательно взвешивать каждое слово, сказанное клиенту, с тем, чтобы она не нанесло ему вреда и, с другой стороны, не позволило клиенту даже в малом уличить провизора во лжи;
4) доверие провизора к клиенту. Это двусторонний процесс. Чрезмерная настороженность, опасливость или скептицизм по отношению к клиенту способны разрушить складывающийся терапевтический контакт.

Принцип взаимной ответственности.

Ответственность – необходимость отвечать за свои действия и поступки, быть ответственным за  них;
– дать собеседнику (или получить от него) ответ на просьбу, заботу, внимание, доверие (Эрих Фромм).

В отношениях провизора с клиентом взаимная ответственность предполагает активный ответ, отзыв каждого в процессе взаимного общения.

Со стороны провизора – это ответ на просьбу о помощи.

Со стороны клиента – ответ на проявленную заботу и выражение готовности выполнять, соблюдать терапевтические предписания по пользованию ЛС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *