Феноменология и концептуализация конфликта

Феноменология и концептуализация конфликта

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

  В основе любого конфликта могут лежать следующие причины:
– противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
– противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах;
– несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов;
– неудовлетворительная коммуникация;
– различия в психологических особенностях людей (конфликтогенная личность).

Таким образом, конфликтная ситуация, лежащая в основе конфликта, содержит субъектов возможного конфликта и его объект.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.
Элементы конфликта
1) стороны (участники, субъекты) конфликта;
2) условия протекания конфликта;
3) образы конфликтной ситуации;
4) возможные действия участников конфликта;
5) исход конфликтной ситуации.

Потенциально конфликтогенные фармацевтические ситуации (три типа таких ситуаций):

1) конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением профессиональных обязанностей в современных сложных социально-экономических условиях;
2) конфликты поведения (поступков), возникающие из-за наруше­ния правил поведения в ситуации фармацевтического взаимодействия;
3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-лич­ностных отношений провизора и клиента (посетителя аптеки) (провизора – провизора и т.п.) в сфере их общения  в процессе профессиональной деятельности.

 1.1. Типы конфликтов

Социально-психологический анализ сторон конфликта позволяет выделить четыре типа конфликтов:
1) внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать две и более составляющих одной и той же личности (отдельные черты, типы или инстанции). В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.
– столкновение одной из двух привлекательностей («Буриданов осел»);
– столкновение положительной и отрицательной валентности («развод» – хочется развестись с человеком, но жалко его);
– столкновение отрицательных валентностей («Из двух зол надо выбрать меньшее». Варианты возможной оценки на экзамене: «3» –без вопросов; «4» – один вопрос; «5» – «Вот с вами мы и поговорим…»).
2) межличностный. Возникает между двумя и более отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
3) личностно-групповой. Зачастую он возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
4) межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

 1.2. Условия протекания конфликта

Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Выделяют три важнейших условия протекания конфликта:
1) пространственно-временные (место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено);
2) социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия, степень конфронтации и состояние участников конфликта);
3) социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

 1.3. Образы конфликтной ситуации

Своеобразным опосредующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением – с другой, выступают образы конфликтной ситуации т.е. своеобразные идеальные карты, которые включают в себя следующие элементы:
1) представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);
2) представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);
3) представления конфликтующих сторон о среде и условия, в которых протекает конфликт.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется двумя обстоятельствами:
– именно образы, а не реальность противоречия, сами по себе непосредственно определяют конфликтное поведение;
– существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта («если не можешь изменить саму ситуацию, то измени отношение к ней»).

 Возможные действия участников конфликта и их исходы

В основе классификации конфликтных действий лежат следующие основания:
1) характер действий (наступательное, оборонительное и нейтральное);
2) степень активности в их осуществлении (активные, пассивные, инициирующие, ответные);
3) направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).

Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:
1) полное или частичное подчинение другого человека;
2) компромисс;
3) прерывание конфликтных действий (уход от конфликта);
4) интеграция (наиболее трудно реализуемый).

 Динамика конфликта

В динамике конфликта, т.е. в его реализации как процесса выделяют следующие четыре основные стадии.
I. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу опознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта».
II. Осознание объективной конфликтной ситуации, когда противоречия становятся осознанными, и противоположная сторона отвечает реальным действием (поведением).

Существует четыре варианта соответствия между субъективным и объективным в конфликтной ситуации.
1. Адекватно понятый конфликт. Здесь имеется налицо объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают.
2. Неадекватно понятый конфликт. В этом случае объективная конфликтная ситуация также налицо, и стороны воспринимают ее как таковую, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей.
3. Непонятый конфликт. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не воспринимается как таковая потенциальными оппонентами.
4. Ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

III. Переход к конфликтному поведению. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. В этом случае внутриличностный конфликт переходит в межличностный.

При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как конструктивный или неконструктивный

а) неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих.
Обычно это вызывает:
– сопротивление другой стороны;
– диалог сопровождается взаимными оскорблениями;
– решение проблемы становится невозможным;
– разрушаются межличностные отношения.

б) конструктивный межличностный конфликт:
– оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений;
– оппоненты не касаются личностных характеристик противоположной стороны.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации (Г. Блейк и Дж. Моутон):
1) сотрудничество (направлено на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон);
2) компромисс (урегулирование разногласий осуществляется через взаимные уступки);
3) избегание (стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем);
4) приспособление (тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами);
5) соперничество (открытая борьба за свои интересы).

Последовательность протекания конфликта:
1) постепенное усиление позиций участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта противостояния;
2) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
3) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых сил;
4) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которое может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;
5) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом

IV. Разрешение конфликта возможно за счет:
1) изменения объективной конфликтной ситуации;
2) преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов.

Разрешение может быть:
частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается):
полным (конфликт устраняется как на уровне внешнего поведения, так и на уровне внутренних побуждений).

 Последствия конфликтов

Функциональные последствия конфликтов.

1. Проблема решается таким путем, который устраивает все сто­роны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спор­ных вопросов и могут использовать его в будущем.
4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителями и подчиненными, преподавателями и студентами разрушает так называе­мый «синдром покорности» – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения «старших».
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

 Дисфункциональные последствия конфликтов.

1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представления о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оп­понента – только как отрицательной.
4. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с дру­гой стороной, препятствующее достижению общих целей.
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижение мотивации учебной деятельности (у учащихся).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *