Стили разрешения конфликтов

Стили разрешения конфликтов

1. Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для эффективного разреше­ния конфликта, но через некоторое время они появятся.

2. Сглаживание. Этот стиль основывается на тезисах «Не стоит раскачивать лодку», «Давайте жить дружно». «Сглаживатель» стара­ется не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призы­вая к солидарности. При этом часто забывается проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема и накопившиеся отри­цательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся дисфункциональными.

3. Принуждение. Тот, кто придерживается этой стратегии, пы­тается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало; его не интересует мнение других. Данный стиль связан с агрессив­ным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.

Этот стиль может стать эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достиже­нию ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, инте­ресы организации, и порой он просто обязан быть настойчивым. Главный недостаток использования руководителем этой стратегии – подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта.

4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способ­ность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через некоторое время могут проя­виться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность “половинчатыми” решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как осталась нерешенной породившая его проблема.

5. Решение проблемы (сотрудничество). Этот стиль основывает­ся на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мне­ние и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.

Рекомендации по управлению конфликтом

1) Никогда не надо сопротивляться отрицательной энергии партнера, так как теряются эмоциональные силы. Пусть «выпустит пар», если есть конфликт и тем более, если его нет.
2) Необходимо отрицательную энергию перевести в положительное партнерское русло:
– не надо перебивать, пусть все выскажет;
– помочь высказаться путем дополнительных вопросов.
3) Должна быть жесткая установка: любой человек для меня – учитель, а не враг (он дает мне опыт выхода из конфликта).
4) Попытаться эмпатийно слушать, то есть настроиться на партнера: все свое отодвинуть назад, себя не слушать, а слушать, слышать и услышать партнера.
5) Не употреблять «Нет» – самое конфликтное слово, а также «Вы не правы». Эти слова заставляют искать аргументы своих утверждений. Лучше сказать «Вы правы, но…». Это позволяет не защищаться, а слушать партнера.
6) Остерегаться соскальзывания на личность, то есть сохранять уважение неприкосновенности личности. В ответ на выражения «Вы всегда так себя ведете!», «С вами невозможно работать!» личность начинает обороняться, так как в конфликте она всегда стремиться сохранить неприкосновенность.
7) Лучше использовать вопросы, а не утверждения, так как первые вызывают ответы, а вторые – оборону (вопрос невозможно опровергнуть).
8) В ряде случаев необходимо сохранять молчание.
9) Обращение к третьей (авторитетной) стороне, если конфликт не регулируется.
10) Использовать речевые обороты: «Пожалуйста, поправьте меня, если я не прав»; «Я доверяю вам, вашему авторитету, поэтому …(своя точка зрения)»; «Если мы с вами договоримся, то…»; «Если мы с вами не договоримся, то…»; «Мне очень приятно иметь дело именно с вами».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *