Этика фармацевтического бизнеса

Этика фармацевтического бизнеса

Ни для кого не секрет, что лекарственные средства занимают особую группу на рынке товаров. Специфика этой группы состоит в том, что конечный потребитель, не имея повседневного опыта, знаний и внешней объективной информации, не может самостоятельно разобраться в том огромном количестве ЛС, которые представлены на фармацевтическом рынке, и их качестве. При этом последствия неправильного использования ЛС или использования некачественных препаратов могут быть катастрофическими и даже смертельными.

Пример. Человек, страдающий серьезным недугом, видит рекламу, обещающую одной капсулой излечить его болезнь. В поликлинике очередь, чтобы проконсультироваться, и надо ее отстоять. Он идет в аптеку, где в руки ему попадается красочная брошюра, подтверждающая «чудодейственность» препарата. Далее милая девушка-провизор, улыбаясь, советует приобрести именно этот, более дорогой (а это выгодно для аптеки) препарат. Итог – в руках доверчивого покупателя оказалось не то, что действительно излечило бы его, а какая-либо яркая упаковка с БАД, магнитный браслет или аппарат лучевой терапии, за который больной выложил последние деньги.

Немаловажно, что под прицел этого действенного метода попадает не только простой потребитель, но и такие образованные люди, как врачи и провизоры. А ведь именно они являются генераторами спроса на лекарственные средства (ЛС).

В фармацевтическом бизнесе зачастую используются такие тонкие механизмы воздействия на подсознание и психику человека, что отличить правдивую информацию об ЛС от той, которую хочет навязать продавец, бывает очень трудно, тем более, если продавец был подвергнут такой же обработке. Мы говорим о нейролингвистическом  программировании (НЛП).

НЛП – это область психологии. Во всем мире эти методы используются уже давно. А большинство людей даже и не подозревает о том, что при определенном сочетании букв, звуков, формулировок, при определенном построении предложения их мозг программируют на «заказанные» действия, провоцируя совершать покупки. В связи с этим встает вопрос об этичности применения НЛП при продвижении фармацевтических товаров.

В фармацевтическом бизнесе есть четкие рамки и правила, делающие этот процесс этичным. В России, например, имеются законы «О лекарственных средствах», «О рекламе», «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», Этический кодекс фармацевтического работника и др. Но они все же не могут заставить недобросовестных продавцов не пользоваться грязными приемами.

Даже, несмотря на несовершенство правовой базы в области продвижения, каждый специалист должен помнить следующее: истинный профессионализм неизбежно должен иметь в своей основе определенную нравственную доминанту, понимание своего профессионального долга и щепетильное отношение к профессиональной чести, ответственности и достоинству.

Из этого следует вывод, что любая информация о лекарстве обязательно должна быть точной, достоверной и правдивой. А целью продвижения ЛС на рынок должна быть не прибыль любой ценой, а реальная забота о здоровье человека.

Проблема фальсификации и недоброкачественности лекарственных средств

В последние годы во всем мире остро встает вопрос о фальсификации лекарственных средств (ФЛС). По данным Всемирной организации здравоохранения, впервые «фальшивки» выявлены были в 1982 году, и вплоть до 1999 года их зарегистрировано 700 (С.В. Кононова, 2000).

Из этих 700 ФЛС за 11 лет – 115 выявлено за последние 3 года в Российской Федерации. В России контроль за качеством осуществляют 161 лаборатория и 54 контрольно-ревизионные службы. Однако порядок исследования изменился. Сейчас на анализ в лабораторию свой «товар» предоставляют оптовые фирмы по собственному усмотрению. А потому ФЛС были, есть и будут в ближайшее время.

Фармацевты должны быть предельно внимательны к подобным препаратам. Основным критерием должен служить ценовой анализ – ФЛС, как правило, на порядок дешевле настоящих препаратов.

Не менее актуальна проблема недоброкачественных лекарственных средств. Так, в 1999 году бракованные ЛС составили 3,5 % от общего объема российских препаратов, 18 % – импортных, по субстанциям процент брака еще выше – 13 % по количеству серий и 20 % по количеству наименований. Крайне важно сегодня совершенствовать методы контроля за лекарственными средствами.

Аптечная сеть ответственна за реализацию ЛС. В кодексе фармацевтического работника России записано: «Главная цель профессиональной деятельности фармацевта – ответственность за качество лекарственной помощи».

Алгоритм отслеживания безопасности ЛС известен:
– проверка субъектов рынка;
– проверка на подлинность ЛС;
– мониторинг цен;
– информирование врачей и фармработников;
– передача материалов в правоохранительные органы;
– изъятие и уничтожение выявленных ФЛС;
– соблюдение правил сертификации ЛС.

В этом алгоритме есть немало сложных моментов, но с ними можно справиться. По-прежнему велика роль фармацевта в накоплении данных о безопасности ЛС.

Уже в начале века возникло понятие «лекарственная болезнь». Сенека, который жил задолго до нашей эры, говорил: «Иные лекарства опасней самой болезни».

Нежелательные реакции лекарств подразделяются на фармакологически предсказуемые, не слишком опасные в клинической практике, и непредсказуемые, кране опасные клинически.

В качестве системы наблюдения за безопасностью ЛС, ведущую роль играет метод спонтанного наблюдения, т.е. субъективные ощущения человека, принимающего лекарство.

Интересна разработка карты-извещения пациента. Пока нет законодательной базы о повсеместном введении такой карты, но, безусловно, сообщения пациентов в таких картах были бы интересны и очень полезны.

По мнению С.В. Кононовой, было бы неплохо, если бы в каждой аптеке был вывешен плакат-обращение к клиентам: «Вы можете помочь тысячам больных, если сообщите о своих подозрениях против препарата».

Если медицина в древнерусском языке звучала как «врачебство», почти «волшебство», а лечение – «врачебнословие», то о фармацевтической службе, стоящей на страже здоровья населения, хотелось бы сказать словами поэтессы Л. Джанибековой – «Скорая помощь доброго слова… Скорая помощь тихого слова».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *