Недопустимость фармацевтической ошибки

Недопустимость фармацевтической ошибки

До сих пор актуальными являются слова Гиппократа «Врач, совершающий лишь небольшие ошибки, получит мое искреннее одобрение».

Фармацевтическая ошибка, как и врачебная, является недопустимой в работе провизора. Защита чести «мундира» должна прочно войти в фармацию. Она включает в себя, прежде всего, точное приготовление лекарства.

Лекарство должно приготавливаться только высокого качества, т.к. некачественные медикаменты – это не только зло экономическое, но и нравственное преступление по отношению к больному.

Здесь большая роль отводится контролю качества медикаментов, работе провизоров-аналитиков, провизоров-технологов, контрольно-аналитической лаборатории.

Клиент не в состоянии проверить ни количества, ни тем более качества приготовленного лекарства. Он безраздельно доверяет фармацевту, видит в нем честного человека, и этим надо дорожить.

Главное условие фармацевтической этики и деонтологии – это точное приготовление, строгий контроль и выдача лекарств по назначению.

Недопустимым в работе провизора является отпуск медикаментов с просроченным сроком годности.

Переконтроль, на который ссылаются фармацевты в конфликтных ситуациях, возможно, продлил бы срок годности препарата, но его надо делать своевременно, не решать вопрос о пригодности лекарств в момент реализации.

Фармацевтические ошибки, как и врачебные, можно разделить на два вида:

1) происшедшие по вине провизора;

2) те, в которых провизор не виноват.

1. Ошибки, происшедшие по вине провизора бывают обусловлены:
– безответственностью;
– недостатками в его самообразовании.

2. Ошибки, в появлении которых провизор не виноват, возникают:

– вследствие уровня развития фармации в настоящее время;
– в связи с атипическим течением, симптоматикой ряда заболеваний;
– специфическим (аллергическим) реагированием организма больного на прием лекарственного средства.

При этом необходимо отметить, что провизору, как и врачу, свойственна тенденция всячески оправдывать свои ошибки указанными «объективными» причинами  и обходить субъективные причины, представляющие его вину.

Появлению ошибок способствуют и некоторые нарушающие работу ситуации и психические факторы:
– поспешность;
– усталость;
– острые и длительные конфликтные ситуации;
– временное или хроническое заболевание провизора.

Существует различие между отношением человека, далекого от фармации и отношением провизора к своим профессиональным ошибкам.

1. У провизора имеется склонность объективизировать источник ошибок. Способ его мышления, как и врача, имеет характер диалектический и динамический.

2. У клиента часто наблюдается противоположная тенденция – видеть фармацевтическую науку всемогущей, а источник ошибок – только в индивидуальной недостаточной образованности провизора или в нежелании помочь клиенту. Способ мышления  здоровых и больных клиентов носит характер логическо-механический и статистический.

Этика фармацевта проявляется в честном признании своих ошибок, ибо в этой профессии, как ни в какой другой, малейшая неточность влечет за собой серьезные последствия, может стать роковой для больного.

Постоянное пополнение знаний – фактор успешной деятельности провизора

 Уважением в аптеке, где работает коллектив единомышленников, пользуются, прежде всего, те провизоры, которые постоянно изучают фармацию. Только высокообразованный работник аптеки может заслужить авторитет у больного, врача, товарищей по работе.

Здесь уместно напомнить слова известного древнегреческого врача Сушрута, который писал: «Лекарство в руках знающего человека уподобляется напитку бессмертия и жизни, в руках невежды – подобно огню и мечу».

Фармацевты повышают свою квалификацию, участвуя в семинарах, конференциях, в работе научного общества фармацевтов, обмениваясь опытом. При этом глубокие профессиональные знания, умения, навыки только тогда будут способствовать успешной профессиональной деятельности провизора, если он научится:

1) во-первых, постоянно совершенствовать свои знания, вырабатывать навыки исследователя, развивать широкий теоретический кругозор. Без этого трудно ориентироваться во все увеличивающемся объеме знаний, в растущем потоке научной информации;

2) во-вторых, работать над собой, изыскивать новые препараты, изучать лекарственное сырье, непрерывно пополнять свои знания, проводить лекции и беседы с больными и здоровыми, т.к. чем больше внимания уделяется здоровым, тем меньше больных.

Большое значение для профессионального роста провизоров имеет наставничество. Наставник как эстафету дружбы и человеколюбия передает свой опыт и знания молодежи. При этом он ощущает радость, гордость за свою профессию, ибо, по выражению Руставели, «что припрячешь – то погубишь, что раздашь – вернется снова».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *