Сохранение здоровья и благополучия пациентов – общая цель

Сохранение здоровья и благополучия пациентов – общая цель и основа взаимоотношений фармацевтических и медицинских работников

Двести лет назад на улицах Парижа между аптекарями и врачами проходили кровавые столкновения. Дело доходило до смертоубийства, а все потому, что каждый «цех» чувствовал в другом конкурентов. Сегодня врачи и провизоры ограничиваются столкновениями мнений, причем все чаще находят компромисс.

При централизованной системе управления здравоохранением взаимодействие врачей и фармацевтов в процессе оказания лекарственной помощи осуществлялось строго в рамках профессиональных обязанностей, утвержденных законодательством.

Рыночные отношения и реформы в здравоохранении внесли коррективы в процесс взаимодействия врачей и фармацевтов.

Главным во взаимоотношениях медицинских и фармацевтических работников является общая цель, ради которой они трудятся – помощь в сохранении здоровья и благополучия пациентов.

Врач несет важнейшую нагрузку при:

– постановке диагноза;

– назначении лекарственных средств;

– контроле за проведением лекарственной терапии.

Задача фармацевтического работника:

– обеспечить лечебный процесс высокоэффективными и безопасными ЛС по доступным для пациента ценам;

– предоставить врачу полную информацию о свойствах и особенностях назначенных препаратов, их синонимах, об их совместимости с другими ЛС.

 Врач как главное звено в лечебно-диагностическом процессе

В современных условиях, когда средства массовой информации, не только профессиональные, но и непрофессиональные в изобилии рекламируют ЛС, врачи не ждут поступления информации от фармацевтов (хотя с последних никто не снимал ответственности за своевременное обеспечение врачей информацией о ЛС), а сами пополняют свои знания о ЛС, зачастую ограничиваясь только эффективно подаваемой неполной информацией о них в прессе.

Иногда врач, отлично зная все свойства препарата, оказывает сознательно помощь иностранной фирме в его внедрении на фармацевтическом рынке, Это несовместимо с этическими принципами профессии – врач не должен заниматься продвижением ЛС конкретной фирмы.

Оптимальная лекарственная терапия должна быть:

– безопасной;

– эффективной;

– адекватной;

– доступной (в плане стоимости);

– экономически эффективной;

– индивидуально разработанной;

– удовлетворять потребности пациентов.

Для предоставления оптимальной лекарственной и доступной информационной базы, которая создается в ходе базовых, клинических, фармацевтических и других научных исследований, врачам и фармацевтам надо полнее использовать имеющиеся знания в рамках их профессиональных обязанностей для:

1) обеспечение своевременной и эффективной лекарственной терапии;

2) снижение ее нежелательных побочных эффектов.

Для проведения лекарственной терапии врач должен использовать только те лекарственные препараты, которые разрешены к применению в медицинской практике на территории РБ.

При принятии решения о проведении лекарственной терапии врачу необходимо:

* оценить состояние здоровья пациента;

* диагностировать заболевание;

* определить необходимость применения лекарственной терапии;

* дать рекомендации в соответствии с существующими стандартами и практикой лекарственной терапии (ЛТ);

* вести соответствующие требования документации.

Назначая больному лекарственное средство, врач выписывает рецепт по утвержденным Минздравом РБ правилам  оформления рецептов.

Для скорейшего проведения больному ЛТ в соответствии с назначением врача последний должен знать ассортимент лекарственных средств в ближайших аптечных учреждениях.

Для уяснения своих обязанностей провизор должен знать, что при назначении лекарственных средств врачи обязаны:

1) предупредить больного о возможных побочных действиях, об ожидаемом результате лечения, о необходимости строгого выполнения врачебных назначений;

2) оценивать реакцию пациента на производимую ЛТ и выявлять неблагоприятные реакции на применение лекарственных средств в ходе контроля за проведением ЛТ;

3) в случае необходимости скорректировать план лечения;

4) предоставлять пациентам и лицам, которые осуществляют уход за ними, конкретную информацию о диагнозе, целях лечения;

5) объяснить пациенту дозировки, правила приема лекарственных средств (ЛС) в сочетании необходимой диетой.

Врач не должен в корыстных целях пропагандировать ЛС какой-либо фирмы. Информационная рекламная деятельность не должна ставиться в зависимость от финансовых или материальных выгод, которые могут предоставляться практикующим врачам, а врачи не должны искать подобных выгод, ибо они могут оказывать влияние на назначение ЛС.

 Провизор как помощник врача в лечебно-диагностическом процессе

Обязанности фармацевтического работника при проведении ЛТ вытекают из задачи, стоящей перед ними в этом процессе – помочь врачу в выборе им необходимого ЛС для проведения ЛТ.

Для этого провизор, работая в тесном контакте  с врачом, принимает участие:

1) в совместном рациональном выборе наиболее эффективных ЛС и их лекарственных форм;

2) в выборе оптимальной дозы препарата конкретного больного с учетом его состояния, индивидуальной реакции на ЛС, а также в выборе рациональной схемы лечения, способа применения и времени приема ЛС;

3) в правильном определении потребности в ЛС для бесперебойного обеспечения льготных категорий граждан и обслуживаемого данным ЛПУ населения;

4) в снижении полипрагмазии до разумного минимума с учетом совместимости ЛС;

5) в регулировании спроса на ЛС с учетом состояния  отечественного фармацевтического рынка, внедрения новых ЛС и т.д.;

6) в быстром освоении изменений номенклатуры ЛС в соответствии с новыми методиками лечения заболеваний.

  Фармацевтический работник обязан:

1) строго соблюдать  все правила изготовления, хранения, выпуска ЛС;

2) обеспечить пациента теми ЛС, которые им назначил врач согласно выписанному рецепту. В случае их отсутствия проинформировать врачей об имеющихся в аптеке аналогичных по действию ЛС, о соответствии их химического состава и дозировки;

3) во всех случаях затруднения при изготовлении ЛС и невозможности обеспечить больного выписанным врачом лекарством должен информировать врача и совместно с ним принять решение о дальнейшем проведении ЛТ.

При рецептурном отпуске фармацевтический работник не должен:

1) подменять врача в выборе ЛС;

2) предлагать пациенту ЛС по своему усмотрению;

3) оставлять без внимания допущенные медицинскими работниками ошибки и неточности;

4) оставлять без внимания несоблюдение установленных правил выписывания рецептов и неправильно указанные дозировки ЛС, выявленные им несовместимости ЛС;

Все ошибки должны быть обсуждены с врачами, при этом критика должна быть аргументированной и доброжелательной.

 Гармоничность взаимодействия провизора и врача как гарант качества оказания помощи населению

В процессе лекарственной терапии врачами и провизорами должны быть решены следующие вопросы:

1. Цель терапии: назначение конкретных ЛС.

2. Учет особенностей взаимодействия ЛС.

3. Контроль за выполнением назначением ЛС.

4. Выявление побочных эффектов от применения ЛС, их своевременное устранение.

5. Использование имеющейся информации о пациенте, его реакция на ЛС.

Совместными задачами провизора и врача при реализации прав граждан в сфере здравоохранения вне зависимости от их социального статуса, уровня дохода и места жительства являются:

1. Обеспечение всеобщности лекарственной и медицинской помощи.

2. Обеспечение социальной справедливости.

3. Обеспечение доступности лекарственной и медицинской помощи.

Врачи и провизоры не должны:

– допускать бестактных высказываний по отношению  друг к другу;

– умолять достоинства друг друга;

– допускать негативных высказываний в адрес друг друга в присутствии пациента.

Врач уделяет основное внимание:

– оценке состояния здоровья;

– постановке диагноза;

– выбору оптимального ЛС;

– дозировке ЛС;

– способу применения ЛС.

Провизор уделяет основное внимание:

– эффекту воздействия ЛС;

– взаимодействию ЛС;

– выявлению негативного действия ЛС.

Провизор и врач должны работать как коллеги, с уважением относиться к опыту и знаниям друг друга. При этом, важное значение имеет четкое взаимодействие в рамках их профессиональных обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *