Взаимосвязь деятельности и личности провизора

Взаимосвязь деятельности и личности провизора

Профессиональная деятельность тесно связано с личностью профессионала. Существует взаимосвязь между особенностями личности работника и процессом, а также результатами профессиональной деятельности. Кроме этого, само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

На настоящем этапе развития общества именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения  всех базовых потребностей личности (потребности в безопасности, самоуважении, социальном признании и т.д.). В конечном счете, самореализация личности осуществляется наиболее плодотворно именно в профессиональной деятельности.

В связи с этим с начала 1940-х гг. в профессиональной психологии интерес исследователей постепенно смещался с изучения психофизиологических качеств и особенностей психических процессов работника на исследование личности. Можно кратко перечислить основные итоги экспериментальных работ, явившиеся причиной повышения внимания к проблемам личности профессионала.

1. Обнаружено, что особенности личности, выступая профессионально важными качествами, могут оказывать значительное влияние на успешность, надежность и другие объективные показатели профессиональной деятельности. Эта закономерность подтверждена для самых разнообразных видов деятельности (Корнеева, 1984б; Фирсова, 1989).
2. Особенности личности выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения; от них во многом зависят скорость приобретения профессионального мастерства и качество подготовки.
3. Влияние особенностей личности на характеристики профессиональной деятельности часто опосредованы таким важным субъективным показателем, как удовлетворенность трудом.

Особенности личности оказывают значительное влияние на основные этапы процесса саморегуляции деятельности – постановку целей, составление и коррекцию программ действий, соответствующих этим целям, условиям деятельности и собственным возможностям профессионала. Удалось выделить несколько групп, различающихся по особенностям саморегуляции деятельности в связи с определенным комплексом личностных характеристик (Корнеева, 1984).

1 группа. Психологические особенности: адекватная и достаточно  устойчивая самооценка, невысокий или средний уровень тревожности, эмоциональная устойчивость,  достаточная и обоснованная уверенность в себе, показатели силы нервной системы средние и высокие, адекватный и устойчивый уровень притязаний.

Особенности саморегуляции: способность к последовательной постановке целей в деятельности, формированию стратегий поведения, адекватных задачам деятельности и собственным возможностям; успех оказывает стимулирующее действие, неудача не вызывает резких негативных реакций, способствует проявлению настойчивости в достижении цели; характерны стремление определить действительные причины неудачи и осуществление адекватных коррекций. Учебная и профессиональная деятельность отличается высокой стабильностью и достаточно полной реализацией возможностей в ней.

2 группа. Психологические особенности: заниженная самооценка, в структуре которой когнитивные механизмы функционируют неадекватно в сторону занижения оценок даже в условиях полной информации о результатах деятельности, защитные механизмы активизированы с предпочтением защитных стратегий по типу «гарантированного успеха», высокая тревожность, эмоциональная нестабильность, нервная система чаще слабая или средняя, инертность торможения, боязнь риска, неуверенность в себе, уровень притязаний устойчиво занижен.

Особенности саморегуляции: постановка целей ниже своих возможностей, дезорганизующее влияние неудачи, отсутствие адекватных реакций повышения уровня цели после успеха. В учебной и профессиональной деятельности – пассивность, неверие в свои силы, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, однако, на этом уровне деятельность достаточно стабильна, без внезапных срывов. Этот тип саморегуляции препятствует полной реализации своих возможностей.

В современном обществе происходят существенные изменения. Они затрагивают также сегодняшнюю аптечную службу, а следовательно, и специалистов, обеспечивающих лекарственное обслуживание населения и лечебно-профилактических учреждений. На современном этапе, когда аптечная служба вступила в рыночные отношения, когда идет приватизация аптечных учреждений и предприятий, жизнь выдвинула совершенно новые  профессиональные и должностные требования к деятельности провизора.

Провизоры должны быть подготовлены как специалисты широкого профиля:
* иметь высокий профессиональный уровень;
* обладать экономическим мышлением нового типа;
* обладать инициативой и предприимчивостью;
* обладать способностью быстро адаптироваться к изменениям в аптечном производстве;
* уметь оперативно внедрять в практику достижения фармацевтической науки и передовой опыт.

С учетом особенностей профессиональной деятельности провизора в сфере лекарственного обслуживания специалист с высшим фармацевтическим образованием должен обладать определенными социально-психологическими свойствами личности, отвечающими потребностям общества, принципам фармацевтической этики и деонтологии.

Провизор должен иметь:
определенные организаторские способности,
– широкую эрудицию,
– соответствующий уровень культуры.

Провизор должен быть:
* интеллектуальным человеком;
* с высокими нравственными качествами;
* терпеливым;
* тактичным;
* пунктуальным;
* аккуратным;
* способным к сопереживанию;
* внимательным;
* отзывчивым.

С учетом основного назначения провизор должен иметь:

необходимый уровень профессиональной компетентности;
– ответственно подходить к порученному делу;
– владеть передовыми методами управления трудовым коллективом;
– владеть принципами научной организации труда.

Таким образом, профессиональная деятельность провизора предъявляет к нему очень высокие требования как к личности.

Психологическими особенностями личности провизора, определяющими успешность этой деятельности, являются (В.П. Дуброва, А.Л. Церковский):

1) мотивация достижения успеха, стремление быть успешным и представление об активности и действиях, способных привести к успеху и предотвращающих неудачи в фармацевтическом взаимодействии, что обеспечивает реализацию профессионального потенциала личности в деятельности;
2) позитивная «Я-концепция»;
3) внутренний локус контроля;
4) стремление к самоактуализации, высокий уровень личностной зрелости и потребность быть индивидуальным;
5) самостоятельность и независимость (высокий уровень личностной свободы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *