Я-концепция личности

Развитая личность обладает самосознанием. Субъективно для человека личность выступает как его Я или Я-концепция.

Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.

1. Когнитивная составляющая.

Представления человека о самом себе (ролевые, статусные, психологические характеристики). Они кажутся индивиду убедительными независимо от того, являются ли они истинными или ложными (надежный, общительный, сильный, совестливый).

2. Оценочная составляющая.

Она включает в себя самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение. Источником оценки является социокультурное окружение.

Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Самооценка – личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду.

Соотношения между самооценкой, успешностью деятельности и требованиями личности к себе (уровень притязаний) отражает формула Джеймса:

 Самооценка = Успех  / Притязания

 Позитивная Я-концепция – позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная Я-концепция – негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

3. Поведенческая составляющая.

К ней можно отнести стремления повысить социальный статус, быть понятым, стать незаметным, скрыть недостатки.

Образ и оценка своего Я предрасполагают человека к определенному поведению.

Глобальная Я-концепция – совокупность установок индивида, направленных на самого себя.

Установки могут иметь различные модальности:

Я-реальноеустановки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли и пр.

Я-социальное (зеркальное) – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы себя видеть.

Люди не всегда ведут себя в соответствии со своими установками, убеждениями. Их поведение может модифицироваться или сдерживаться в силу его социальной неприемлемости.

Для провизора важно, чтобы его Я-концепция носила позитивный характер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *