Преодоление стрессовых ситуаций и выработка эмоциональной устойчивости

Преодоление стрессовых ситуаций и выработка эмоциональной устойчивости – важные условия успешной деятельности провизора

 Рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций

«Единственный способ продлить свою жизнь – это ее не укорачивать» П. Брэгг

1. Не позволяйте стрессу овладеть Вами.
Стресс – это своеобразная реакция человека на непсихическое или физическое напряжение в виде подготовки организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом.

Стресс – наш постоянный «попутчик», поэтому с ним нужно считаться и в целях его снятия знать его природу с причины возникновения.

Найденный путь профилактики последствий стресса позволит значительно укрепить психику человека, что крайне важно для того, чтобы он сполна смог испытать ощущение счастья, гармонии и красоты.

 2. Узнайте о том, как стресс реагирует на человека.
По Г. Селье стресс:
– все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни;
– неспецифические требования к приспособлению организма с целью восстановить его нормальное состояние.

Основные реакции человека на стрессы:
– частые стрессы, вызванные неблагоприятными факторами (стрессорами), способные привести к истощению всей защитной системы организма и в дальнейшем к психосоматическим заболеваниям;
– пассивность, беспомощность, депрессии как следствия неспособности противостоять стрессу;
– активность защита от стресса в виде волевого ухода от нежелательной ситуации;
– активная релаксация (расслабление), которая подвластна воле.

Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

Медицинские исследования показали, что организм реагирует на стрессы стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначения которых – справиться с возросшими требованиями к человеческому организму.

3. Регулярно проводите аутодиагностику стресса.

Для того, чтобы управлять своим стрессовым состоянием, нужно осознать причины стрессового напряжения, что позволит перевести поступающие в организм сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум). Все это обеспечит так необходимое психосоматическое равновесие.

Признаки стрессового напряжения:
– частое возникновение чувства усталости;
– невозможность сосредоточиться на чем-то;
– нехарактерное «улетучивание» мыслей;
– довольно часто появление болей (голова, спина);
– неудовлетворение выполненной работой;
– потеря аппетита;
– невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения:
– нехватка времени;
– постоянный недостаток сна;
– ощущение неудовлетворенности жизнью;
– постоянные конфликты на работе, в семье;
– комплекс неполноценности.

Что обычно делает человек, когда находится в состоянии кризиса?  Либо пребывает в состоянии оцепенения, что наблюдается чаще, либо приходит в активность, что бывает значительно реже.

Исследования подтверждают, что кризис, неудачи в чем-либо являются толчком к тому, чтобы они изменили себя к лучшему и обрели опять же себя в новом качестве.

4. Научитесь в ситуации (стресса) кризиса «переключать» свою активность.

В ситуации естественного кризиса, вызванного внутренними биоритмами, важно не свертывать свою активность, а переключать ее, изменяя свое отношение к проявлениям кризиса.

Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы можем изменить отношение к этим обстоятельствам.

5. Помните, что организм не в состоянии излечить себя, пока не будет выключен сигнал тревоги.

Пока организм будет оставаться в состоянии тревоги, он будет направлять 90% энергии на защиту,  на отражение атаки, о которой сигнализирует мозг. И лишь 10% ресурсов будет направлено на поддержку нормальной жизнедеятельности. Вот почему для того, чтобы тело начало восстанавливать здоровый баланс, необходимо изменить соотношение энергии, затрачиваемой на защиту и поддержку функционирования организма.

6. Овладейте методами преодоления стрессовых состояний.

Релаксация. С помощью релаксации человек при желании может вмешиваться в любую фазу стресса. Этим  можно ослабить стресс и там самым предотвратить психосоматические нарушения в организме. Релаксация, активируя деятельность нервной системы, регулирует настроение  и степень психического возбуждения в организме, позволяет ослабить и сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Концентрация. Позволяет преодолеть неумение сосредоточиться, как фактор, тесно связанный со стрессом.

Концентрирующие вопросы:
– Почему не следует осуждать за искреннее заблуждение?
– Почему вовремя споткнувшийся может не упасть?
– Почему идущего судьба ведет, а упирающегося – тащит?
– В какой мере знание того, что считается ответом, равносильно знанию вопроса?
– Почему из двух спорящих виноват тот, кто умнее?
– Почему судьба похоже на своего хозяина?
– Почему не бывает двух более разных людей, чем один и тот же человек?

Ауторегуляция дыхания. Каждый человек, сам того не осознавая, постоянно проводит ауторегуляцию своего дыхания: при физических упражнениях и стрессовых ситуациях дыхание становится затрудненным, при испуге, в напряженном ожидании дыхание задерживается, при смущении – учащается.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения как мышечного, так и психического.

7. Помните, что девять десятых нашего успеха зависят от здоровья.

Сильный ум в слабом теле в прошлые века приравнивали к непрочной рукоятке. Как бы ни был хорош закон клинка, кем бы ни было остро его лезвие, но, если нет средства для управления им, его ценность утрачивается.

Если человек слаб телом, у него нет физической бодрости, то это проявится во всем, что он будет делать, явится преградой для его успеха.

8. Узнайте о существовании собственных биоритмов.
В жизни каждого человека всегда происходят колебания хорошего и плохого состояния. Человек должен познать периоды своих спадов и кризисов, чтобы заранее их предвидеть и по возможности управлять ими.

9. Не забывайте, что существует, как минимум три неудовлетворенности, влияющие на психическое здоровье.

Таковыми являются:
1) неудовлетворенность самим собой;
2) неудовлетворенность отношениями с окружающими;
3) неудовлетворенность от достигнутого (точнее – не достигнутого).

Как показывают исследования, существует несколько проблем, которые не дают покоя современному человеку:
а) внутренняя уравновешенность и гармония, согласие с самим собой;
б) взаимоотношения с окружающими;
в) способность ставить перед собой цели и добиваться их.

Вряд ли чем-либо индивидуальный жизненный опыт может быть прописан так, чтобы он подошел каждому. Не следует забывать, что, к сожалению (а может быть и к счастью), нельзя научить истине, до истины каждый доходит сам.

10. Руководствуйтесь жизненным кредо преуспевающего человека.

Основные жизненные правила (кредо) преуспевающего человека можно сформулировать следующим образом: профессионального успеха добивается тот, кто:

1) знает все о немногом и немного обо всем.
Это значит, что необходимо быть образованным во многих областях человеческого знания, но профессиональном в чем-то одном.

2) во всех своих начинаниях ограничивается максимумом.
Добиться лучшего результата можно лишь при реализации максимального уровня своих способностей.

3) умеет преуспевать с радостью и ощущением счастья.
Вне ощущения счастья (гедонистическая направленность ощущения жизни) и удовлетворенности в достигнутом успехе, по мнению В.Н. Панкратова, не является таковым.

 Рекомендации по выработке эмоциональной устойчивости

«Мудр не тот, кто не может рассердиться, а тот, кот не хочет быть сердитым». (Лафатер).

1. Овладейте методами ассоциации и диссоциации восприятия окружающей действительности.
Ассоциативный подход – взгляд на ситуацию своими глазами.
Диссоциативный подход – оценка того или иного события как бы со стороны.

2. Стремитесь ассоциировать только с приятными чувствами.
Если ассоциироваться в общении с людьми с приятным чувством и диссоциироваться от всего негативного, то Вы обнаружите рядом с собой замечательных людей.

3. Отдайте предпочтение мотивации достижения удовольствия.
Существует, как минимум, две разновидности удовольствия:
– радость приобретения
– радость избавления.

В результате поведения, стимулируемого двумя перечисленными мотивациями, можно получить два вида удовольствия:
* удовольствие в результате достижения конструктивной цели;
* удовольствие избавления от неприятности.

4. Замените негативное мышление на позитивное.
Черты негативного мышления:
– полная свобода и неуправляемость воображением;
– полное отсутствие рефлексии;
– неосознанность умственных операций, порождающих эмоции;
– склонность концентрировать свое внимание на негативных мыслях, переживаниях и образах.

Черты позитивного мышления:
* позитивное мышление осуществляется на фоне глубокого внутреннего  покоя;
* позитивное мышление требует достаточного уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления.

5. Осознайте, что Ваши эмоции находятся в прямой зависимости от Вашего мышления.

Наша психика устроена так, что мышление подчиняется нам, а эмоции – нет, скорее они владеют нами. Возможным способом управления собственными эмоциями является управление собственными мыслями. Если эмоции являются непосредственным выражением нашего отношения к действительности, то характер отношения определяется характером мышления.

6. Научитесь управлять чувствами через воображение.

Благодаря воображению у человека возникают определенные эмоциональные переживания. Вот почему тот, кто хочет управлять своими чувствами и поведением, должен научится контролировать свое воображение.

7. Добейтесь того, чтобы каждый шаг в достижении цели был максимально приятным.

Всякое действие необходимо связывать с предвкушением удовольствия, которое наступает ил должно наступить после его исполнения. Не следует забывать, что радости, которые мы испытываем в жизни, оказывают положительный эффект тем, что улучшают настроение, кровообращение, общий тонус нервной системы. Поэтому нужную модель поведения важно закреплять положительными чувствами и переживаниями.

8. Научитесь извлекать особую пользу из переживания неприятных эмоций.
В обиде можно научиться уникальной возможности прощать других.
В стыде реально глубокого познать себя, свои скрытые нравственные возможности, а также особые защитные механизмы ума.
Через переживание вины можно лучше понять ожидания других, ориентированных на себя,
Через переживания зависти обнаружить степень своего тщеславия и гордости.

9. Не забывайте, что многие болезни, связанные с напряжением, проистекают от сдерживания эмоций.

У эмоций нет другого выхода, кроме как проявить себя в одной из функций организма. Когда нет выхода напряжению, оно накапливается до тех пор, пока не находит выхода в виде болей головы, спины или спазмов желудка.

10. Когда мучительно больно – плачьте, не стесняйтесь, ибо это снимает напряжение.

Исследования показали, что со слезами происходит удаление некоторых ядов, оказывающих вредное влияние на нервную систему.

11. Позвольте себе хоть иногда «впадать в детство».
Психически иногда полезно «впадать в детство», ибо это улучшает самочувствие, приводит к угашению многих негативных симптомов поведения.

12. Избегайте слов «я не могу».
Это необходимо делать, если нет реальных доказательств, подтверждающих подобный вывод.

13. Избавьтесь от «комплекса неполноценности».
Избавиться от неполноценности можно, лишь осознав то, что «Я – не худший», «Я – не лучший», «Я – это Я и только». Чувство неполноценности исчезнет после того, как только человек перестает мерить свои способности чужими «стандартами».

14. Постарайтесь быть самим собой, но в лучшем виде.
Для этого необходимо мысленно нарисовать самого себя таким, каким хочется стать, и «увидеть себя» в этой роли. Такое видение лучшего самого себя действительно поможет изменить себя к лучшему. Необходимо почаще находить свое лучшее «Я» и подольше оставаться им.

15. Успех способствует успеху.
Мы учимся действовать успешно лишь на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль своеобразного «банка информации», который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередной задачи или проблемы.

16. Стремитесь к тому, чтобы за словом всегда следовало дело.
За словом должно следовать дело, так как его отсутствие порождает обесценивание слов. Это, в свою очередь, порождает неверие в возможность выполнения дела, что и формирует пассивность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *