Теперь рассмотрим, как влияют различные факторы на создание образа делового человека, из чего состоит умение «подать себя». Психологические эксперименты показали, что 50% устойчивого мнения о человеке формируется в течение первой минуты общения.
Как бы долго не длилась беседа, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном – позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном – «на засыпку». То есть интервьюер сознательно или неосознанно создает условия, чтобы его первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует об исключительной важности благоприятного первого впечатления.
На создание впечатления о Вас влияют не только Ваши слова, но и то, как Вы их произносите. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по невербальным сигналам: мимике, позе, движениям конечностей. По манере поведения специалист может выяснить очень много о Вашей личности и о Вашей приспособленности к жизни.
При подготовке к интервью психолог Элери Сэмпсон советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения:
– Как Вы используете свою улыбку?
– Стоите (или сидите) ли Вы прямо?
– Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?
– Не выглядите ли Вы нервным?
– Как Вы используете свои руки?
– Как Вы входите в комнату?
– Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?
– Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?
– Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?
Существуют отрицательные и положительные сигналы, влияющие на формирование впечатления о Вас.
Положительные сигналы:
– Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.
– Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.
– Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.
– Когда Вы слушаете, у Вас имеет место «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.
– Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую — то мысль своим коллегам.
– Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.
Отрицательные сигналы:
– Ерзаете на стуле.
– Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.
– Чертите бессмысленные линии.
– Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.
– Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).
– Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.
– Сидите с безучастным видом, ворчите или скептично ухмыляетесь.
В данной ситуации очевидной вещью является выбор одежды, которая должна соответствовать ситуации. Всем известно, что по одежке встречают. По ней же (вопреки известной пословице) часто и провожают. Это значит, что не стоит являться на собеседование в солидную организацию (фармацевтическую фирму, преуспевающую аптеку), будучи облаченным в мятые джинсы и с серьгой в ухе.
Существует такое понятие как «корпоративная культура». Она выражается, в частности, и в том, что служащие разных организаций одеваются совершенно по-разному. Если стиль Вашей одежды не будет соответствовать принятому в данной организации, Вы моментально будете классифицированы как «чужак», не соответствующий нормам корпоративного поведения и не разделяющий их ценности. А чужак всегда потенциально опасен.
Дело в том, что деление на «свой – чужой» очень глубоко сидит в людях. Недаром на языке многих туземных племен и сегодня понятия «чужой» и «враг» обозначаются одним и тем же словом. Поэтому постарайтесь максимально соответствовать корпоративному стилю, который принят в данной организации.
Если материальное положение не позволяет Вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь. Сделайте основную ставку на скромность и опрятность. Это приветствуется абсолютным большинством работодателей. Аккуратность в одежде у них очень часто ассоциируется с опрятностью в делах.
Многие кандидаты полагают, что дорогая и стильная одежда придаст им на собеседовании дополнительный «вес» и внушительность. Это не совсем так. Независимо от того, что на Вас надето, опытному интервьюеру обычно требуется менее десяти вопросов, чтобы определить Ваш реальный социальный статус, приблизительный уровень доходов, образование.
По акцентам и манере речи опытный специалист моментально распознает не только национально-географическое происхождение, но и вещи более интимные – семейное положение, сексуальные предпочтения, хронические болезни.
Поэтому значение имеет не стоимость Вашей одежды, а ее соответствие принятым в организации стандартам. Вы должны выглядеть «своим» для будущих коллег. Вспомните клич Маугли: «Мы с тобой одной крови…». Ваша одежда должна демонстрировать нечто подобное.
Гораздо большее внимание следует уделить обуви. Вопреки распространенным стереотипам, именно по обуви (а не по одежде), интервьюеры делают далеко идущие выводы и предположения относительно кандидата.
Отдельные детали во внешнем облике человека могут значительно воздействовать на формирование первого впечатления.
Так, длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях. Стрижка «под бокс» однозначно причисляет ее обладателя к «братве». Человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Положительное воздействие очков широко используется в деловом мире, где многие деловые люди носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести лучшее впечатление.
На собеседовании часто встречаются кандидаты (и мужчины и женщины), носящие перстни. Если перстень очень дорогой — это может быть расценено как высокомерное желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой — указывает на тщеславие, но ограниченность финансовых возможностей обладателя. И то и другое отрицательно влияет на имидж кандидата. Поэтому давно действует следующее правило: из украшений рекомендуется только обручальное кольцо.